муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Гуманный подход в работе педагога ДОУ

3 февраля 2025 года. 29 января 2025 года учитель-дефектолог, воспитатель группы «Колокольчик» Морозова Юлия Николаевна оказалась в числе 70 педагогов из 12 регионов России, которые приехали в Москву, на встречу  Ассоциации школьных сообществ фонда #Университетдетства. «Влюбленный в учителя ребенок уже мотивирован». Одна из цитат, которая останется в  сердце каждогого педагога, после встречи с Паатой Амонашвили — президентом Международного центра гуманной педагогики, доктором психологических наук и педагогом. Интервью провела Екатерина Рыбакова, президент и сооснователь Рыбаков Фонда, основатель фонда «Университет детства». Несколько цитат Пааты Амонашвили о гуманной педагогике.
«Идея гуманного подхода — это не набор методов. Это мировоззрение. Это нечто внутри нас самих. Либо это есть, либо этого нет. И если у кого нету, но хочется и нравится, — тогда начинается ежедневный труд. Это дело на всю жизнь. Для начала надо уравновесить свой внутренний мир. Без ежедневной гигиены души гуманный настрой вряд ли можно сохранить».
Есть три характеристики гуманного настроя: принятие, благодарность в сердце и необусловленная любовь. Противоположность гуманного настроя – авторитарный настрой (принуждение). Он подразумевает обусловленную любовь (вот здесь люблю, здесь – не люблю).

«По отношению к ребенку это сводится к следующему: вот он меня сейчас не слышит, а должен слышать. Вот он не соглашается, а соглашаться должен. Вот он не хочет чистить зубы, а должен чистить зубы сам… Эти суждения от неприятия. Это авторитарный настрой. Гуманный настрой начинается с принятия в разуме. Принятие означает, что, если ребенок от чего-то отказывается, на то есть причины. И лучше принять то, что происходит, и найти причинно-следственные связи».
Гуманный настрой предполагает принятие в сердце. Авторитарный настрой – поиск выгоды (учиться выгодно, таланты развивать выгодно).

«Гуманный настрой – это благодарность в сердце. Это значит: спасибо, что ты есть».
Краеугольная идея гуманного подхода: «Каждый ребенок – явление».

«Сначала укрепляют фундамент любви. Влюбленный в учителя ребенок уже мотивирован».
[4 фотографии]
1. https://vk.com/photo297599363_457240094
2. https://vk.com/photo297599363_457240095
3. https://vk.com/photo297599363_457240096
4. https://vk.com/photo297599363_457240097

Морозова Юлия Николаевна, учитель-дефектолог, воспитатель группы «Колокольчик»